Обычно я предпочитаю пешие прогулки. Оказавшись в незнакомом городе, приятно побродить по историческому центру, отдохнуть в тени разноцветных зонтиков придорожного кафе. Но на этот раз пришлось отказаться от своих планов, изнуряющая жара не располагает к блужданию по улицам, да и назойливое внимание местного населения к содержимому кошельков туристов заставило меня переключиться на поиски такси. У меня создалось впечатление, что транспорт в Египте усердно игнорирует все правила дорожного движения, а обман туристов стал любимым развлечением таксистов, предаются ему они с неподдельным азартом и изобретательностью.
Транспорт в Египте. Живая практика обмана туристов
Для начала я решил обезопасить себя от необоснованного накручивания цен. Еще до отъезда распечатал найденные в интернете крупномасштабные карты городских кварталов, где я планировал побывать. А уже по прибытии, в отеле попросил гида цветным маркером начертить на картах оптимальные маршруты передвижения между основными достопримечательностями. Конечно пришлось презентовать несколько долларов, без этого убедительного аргумента, у гида просто не находилось ни минуты свободного времени. Расспросив более опытных туристов, напротив каждого маршрута поставил ориентировочную цену. После всех этих процедур я почувствовал, что уже морально готов для встречи с транспортом Египта.
От аренды автомобиля решил отказаться, хотя вожу профессионально и люблю эдакий тест-драйв на улицах незнакомого города. Но накануне имел возможность полюбоваться количеством лежачих полицейских на главных улицах, благодаря им транспортный поток превращался в traffic jam. Мне бы понадобилось невероятно долго блуждать в поисках места для парковки или за один день разориться, оплачивая услуги платных стоянок.
Цена на бензин в районе четырёх литров за доллар конечно соблазняла, но окончательным доводом против аренды стало не совсем адекватное поведение арабских водителей на дороге и некоторые нюансы правил движения.
Вернее,
правил дорожного движения в Египте не существует!
- Поворотников никто никогда не включает, похоже об их существовании водители не подозревают. О намерении повернуть извещают звуковыми сигналами и жестами. Хаос!
- Очерёдность проезда перекрёстков – кто первее подъехал тот и главный. В сложных случаях опять же правоту решают агрессивные жесты и крики, до мордобития никогда не доходит, во всяком случае я ни разу не видел.
- Столкновения, притирания и мелкие ДТП решаются быстро между собой, пока не приехали полицейские. Но это между египтянами. Не дай Бог в переделку попадёт иностранец — виноватым быть ему, ведь это ж кошелек на колёсах.
- Пешехода на проезжей части никто не видит в упор, так же как и пешеходных переходов и светофоров. Но если пешеход уверенно наглый, то его однозначно увидят, давить людей не принято.
- Пешеход славянской внешности,остановившийся на обочине, или идущий в том же направлении что и поток машин, однозначно расценивается как потенциальный пассажир. Ради него истошно сигналят, притормаживают, прижимаются к тротуару, всячески обращают на себя внимание. Под такую какофонию клаксонов можно идти безконечно, пока не додумаешся перейти на противоположную сторону.
Взгляните на «образцовый» порядок движения по перекрёстку Каира. Такое впечатление, что каждый считает себя на главной. Удивительно как такое движение обходится без ДТП.
.
Такси
Для меня стало сюрпризом, что такси не заказывают по телефону, а останавливают на улице взмахом руки. Однако учитывая количество машин, одновременно оказавшихся в поле зрения, я понял, что эта проблема решается за 5-10 минут. Таксистов, остановившихся непосредственно возле отеля, лучше сразу проигнорировать, хотя они будут бежать за Вами, и обещать самые низкие тарифы. Обман туристов здесь считают прибыльным бизнесом, и цены окажутся в 2-3-5 раз выше стандартных.
Я знал, что в утренние и вечерние часы, такси обойдется дороже примерно вдвое. Но лучше заплатить большую сумму за поездку, чем получить тепловой удар. После полудня я люблю находиться в кондиционированной прохладе помещения, в бассейне отеля, или, по крайней мере, на массажном столе хамама.
Улыбка таксиста превратилась в скорбную гримасу, когда он увидел мою карту с обозначением цены. Я был настолько горд собой, что не обратил внимания на выключенный счетчик, расслабился и погрузился в созерцание мелькающих за окном ландшафтов. Однако остановились мы вовсе не там, где я планировал. Водитель пояснил, что до музейного комплекса придется либо идти еще около получаса пешком, либо ехать в объезд, из-за ремонта движение на некоторых улицах закрыто. Парадокс в том, что ты знаешь — это откровенная ложь, но нет возможности для противостояния. Взглянув на карту, понимаю, мы уклонились от маршрута, и отсюда действительно придется шагать пешком пару километров. С другой стороны, если я попытаюсь здесь найти другую машину, где гарантия, что не появится очередной объездной путь? И мы не будем наматывать круги вокруг пирамид, с каждым разом, увеличивая радиус? Остается только смиренно принять судьбу и вручить изобретательному таксисту сумму втрое большую, чем я планировал.
Но определенные выводы я сделал, и в следующих поездках заставлял таксистов включать счетчики.
Еще один стресс нам удалось пережить, когда запланировали поездку в Сахару. Сумма, запрашиваемая за время ожидания, показалась чрезмерной, мы отпустили такси, рассчитывая без проблем найти через время новый экипаж. Ну и довелось же мне потом побегать, умоляя отвезти нас в город. Почти все такси оказались зарезервированными на обратную поездку, и мы с женой возвращались в разных машинах, где нам с превеликим трудом удалось найти по свободному местечку.
Автобус
Несмотря на все приключения, все равно мы предпочитали передвигаться на такси. Кажущаяся дешевизна автобусных маршрутов оборачивается изматывающей усталостью и значительной потерей времени. Вы не всегда обнаружите табличку с номером маршрута, и в экспрессивных переговорах потратите терпение и последние силы. Когда убедитесь, что автобус идет в нужном направлении, у вас появится такое количество спутников, что почувствуете себя доской, зажатой в тиски на деревообрабатывающем станке. А в такой толчее наручные часы, телефон или бумажник вполне могут исчезнуть бесследно. Вы же не знаете, все ли попутчики являются правоверными мусульманами, избегающими воровства и предпочитающими ему откровенное вымогательство, которое здесь именуют частным бизнесом.
Маршрутка
Главное правило для поездки в маршрутном такси – нужно заранее знать местные расценки по маршрутам. Иначе вместо одного-двух фунтов Вас провезут за 5-10. В каждом конкретном случае расценки не составляет труда выяснить у отельного гида или у опытных отдыхающих. И не стесняйтесь проявлять в маршрутке настойчивость и знание арабского языка.
Итог
Транспорт в Египте – это повод улучшить свои коммуникативные навыки, научиться отчаянно торговаться и сбивать цену до минимума. Воспринимайте обман туристов как данность, которая не должна испортить впечатление от поездки. Не огорчайтесь, если Вас провели, виртуозность мошенничества – это своеобразное искусство, которое долго нужно оттачивать. Почему бы не полюбоваться им, заплатив некоторую сумму за просмотр? Ведь не зря же платное обучение ценится выше, чем безплатное, тем более такая красивая живая практика …
Следуйте правилам:
- Заставляйте таксистов включать счетчик.
- Требуйте сдачу до того, как передаете таксисту крупную купюру. Странно, но таковы реалии арабского извоза.
- Не принимайте близко к сердцу возмущённые комментарии и требования дополнительной оплаты – это актёрская игра. Отдавайте ранее оговоренную сумму, разворачивайтесь и уходите.
- Если возникают проблемные моменты, говорите, что идете искать представителя туристической полиции.
Создатель блога Египет web, Олег.
Правила по египетски — кто наглее, тот важнее.
Действительно, удивительно, как они обходятся без аварий. Ездят по дорогам, как дикари. Немного напомнило мне Северную Осетию в 1985 году. Там тоже не особо правила соблюдали. Могли остановиться две машины посреди дороги и бурно приветствоваться и разговаривать. А остальные водители терпеливо ждут, когда они путь освободят. 🙂
Ну до такой наглости египтяне не опускаются — это же обычное поведение тех у кого звериный эгоизм взял верх над разумом, проявление неуважения ко всем остальным.
Чужая страна другие правила, приходится считаться. Возможно в нашей стране им бы всё диким казалось.
Другие правила почему-то распространяются только на иноверцев/чужеземцев, в среде единоверцев жизненные ценности незыблемы и отступление от правил поведения наказуемо.